Президент России Владимир Путин дал старт
Году педагога и наставника
В России стартовал Год педагога и наставника.
С приветствием к российским учителям,
преподавателям и студентам педагогических вузов и
колледжей обратился Президент Российской Федерации Владимир Путин.
«Именно в вашу честь, в честь ваших коллег из всех регионов нашей большой страны, сотен тысяч замечательных, преданных своему делу людей, причем разных поколений, 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника. И прежде всего, это замечательный повод сказать вам спасибо», – отметил глава государства.
Владимир Путин напомнил, что задача Года педагога и наставника – привлечь внимание общества к труду людей, которые отдают свое время и силы детям и молодежи. Он обратил особое внимание на то, что нужно рассказывать о вкладе учителей и наставников в успех и достижения всей страны.
«Подчеркну: историческая миссия отечественной системы образования всегда состояла в воспитании гражданственности и патриотизма, ответственности за судьбу страны. Слово, мудрость педагогов вдохновляли учеников на научные, технологические триумфы, спортивные рекорды и так далее, служили надежным ориентиром в труде, в избранной профессии в пору самых сложных и тяжелых испытаний», – заявил Президент.
Он подчеркнул, что российские учителя во все времена подавали пример своим ученикам и воспитали достойных защитников Отечества, прививали любовь к Родине и веру в Россию.
«Вопросы обучения, наставничества – это всегда обращение к будущему. Опираясь на ваши знания и опыт, на традиции отечественной педагогики и, безусловно, используя передовые технологии, мы продолжим формирование суверенной системы образования – это очень важная вещь. Я сейчас сказал: суверенная система образования, – мы все время говорим о суверенитете в разных ипостасях. Это чрезвычайно важная, базовая абсолютно вещь. Причем будем это делать на всех ее уровнях – от школы до колледжей и вузов», – сообщил Владимир Путин.
Глава государства отметил, что все планы по строительству и капитальному ремонту школ, оснащению их современным оборудованием будут выполнены – это касается и новых регионов страны. Образовательная структура Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей будет приведена к общероссийским стандартам в горизонте ближайшего десятилетия.
По всей стране будет наращиваться потенциал педагогических вузов, университетов, научных центров, развиваться движение наставников.
«Подчеркну, традиции наставничества, десятилетиями формировавшиеся в нашей стране, сейчас крайне востребованы. В условиях стремительных технологических изменений именно такой личный контакт позволяет быстрее передавать от учителя к ученику лучший опыт и знания, вместе работать над решением нестандартных задач в системе образования, на производстве, в науке, во всех сферах жизни», – сообщил Президент.
Он обратил внимание на то, что в России продолжается реализация масштабных проектов, связанных с поддержкой педагогического сообщества и усилением внимания к работе учителей.
Такая работа будет проводиться и в дальнейшем: в частности, расширится линейка конкурсов и проектов платформы «Россия – страна возможностей», продолжится реализация программы «Регион для молодых», будут поддерживаться научные, образовательные и молодежные обмены между российскими школьниками и студентами и молодежью из других стран.
«Следуя лучшим традициям отечественной педагогики, мы стремимся открыть больше путей для самореализации подрастающего поколения, чтобы молодые люди брали на себя ответственность, участвовали в развитии своих регионов, городов, поселков, деревень. Тем более что свою гражданскую зрелость, готовность к выполнению по-настоящему взрослых, серьезных задач наши школьники, студенты уже доказали волонтерскими, экологическими, творческими инициативами, в том числе в рамках Российского движения детей и молодежи», – резюмировал глава государства.
К торжественной церемонии открытия Года педагога и наставника из Нижегородской области подключился Министр просвещения Сергей Кравцов. Он вышел на связь из нового технопарка на базе Нижегородского государственного педуниверситета имени Козьмы Минина.
Сегодня в рамках открытия Года педагога и наставника были запущены технопарки педагогических компетенций во всех педвузах. Также 2 марта стартовала работа по созданию двух федеральных технопарков СПО в Калужской и Нижегородской областях.
«Это очень важное событие для всей системы образования, для всех учителей, наставников. Президент сказал о значимости профессии учителя, о выдающихся педагогах, которыми славится наша страна, о развитии суверенной системы образования. Я хочу поблагодарить всех вас и сказать, что мы постоянно будем на связи и решим все поставленные Президентом задачи!» – заявил Министр.
2023 год был объявлен Годом педагога и наставника в России Указом Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 г. № 401. Центральными площадками открытия стали Центр знаний «Машук» в Ставропольском крае, студия Российского общества «Знание» в Москве, арт-кластер «Таврида», Мастерская управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей», а также Нижегородский, Омский, Алтайский, Амурский и Московский педагогические университеты.
Правительство России утвердило план мероприятий Года педагога и наставника
Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин подписал распоряжение, утверждающее план мероприятий по проведению Года педагога и наставника.
План состоит из трех разделов и включает более 70 общероссийских мероприятий.
Первый раздел объединяет мероприятия, направленные на распространение опыта лучших педагогов и наставников.
Одним из ключевых событий этого раздела станет Большая учительская неделя, на которой будут подведены итоги всероссийских конкурсов «Учитель года России», «Директор года России», «Воспитатель года России», «Мастер года», «Первый учитель» и других, состоится съезд учителей сельских школ, слет студентов – лидеров общественного мнения педагогических вузов, собрание Всероссийского экспертного педагогического совета, марафон «День учителя» и другие знаковые для профессионального сообщества мероприятия.
Запланировано проведение масштабных акций: всероссийской олимпиады учителей «Педагог – это призвание», всероссийского форума молодых учителей «Педагог: Профессия. Призвание. Искусство».
Второй раздел плана посвящен 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского. Он насчитывает 16 мероприятий.
Для учителей и студентов профильных вузов будут организованы различные акции, связанные с изучением научного и общественного наследия великого русского педагога, в том числе «Читаем К.Д. Ушинского», «Аллея К.Д. Ушинского», научно-педагогический марафон «Педагогические университеты России: по пути К.Д. Ушинского», международный форум «Евразийский образовательный диалог», цикл научно-просветительских лекций «Кино. Школа. Ушинский» и другие мероприятия.
В третьем разделе плана отражены показатели эффективности проведения мероприятий Года педагога и наставника. Главный из них – рост числа выпускников школ, которые поступают в педагогические вузы. Количество будущих учителей и наставников в 2023/24 учебном году должно увеличиться на 10% по сравнению с 2022/23 учебным годом.
«Рассчитываем, что эти меры помогут поощрению лучших учителей и распространению их опыта, улучшению качества школьных программ, привлечению в учебные заведения молодых людей, а также повышению престижа этой профессии», – отметил Михаил Мишустин.
Согласно распоряжению Правительства России федеральные органы исполнительной власти должны разработать ведомственные планы основных мероприятий.
Организационно-техническое сопровождение мероприятий плана возложено на Минпросвещения России.
Дополнительное образование детей Минпросвещения России обеспечивает разработку системы мер по развитию дополнительного образования детей.
В рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» к 2024 году дополнительным образованием должно быть охвачено 80% ребят в возрасте от 5 до 18 лет. Федеральный проект предусматривает обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями, модернизацию инфраструктуры и совершенствование профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров.
Естественно-научная направленность Вовлечение детей в научную работу, в практику наблюдения, описания, моделирования и конструирования различных явлений окружающего мира, обеспечение дисциплинарного подхода в части интеграции с различными областями знаний: реализуется в 31 860 образовательных организациях для 2,4 млн обучающихся.
Туристско-краеведческая направленность Вовлечение детей в организацию походно-экспедиционных, экскурсионных, проектно-исследовательских и других профильных форм работы (походы, экспедиции, слёты, выездные школы, профильные смены и др.): реализуется в 17 966 образовательных организациях для 1,19 млн обучающихся, с этой целью работают 18 794 школьных музея, из которых 7316 музеев уже создали свои отдельные страницы на едином портале Школьных музеев (актуальную информацию о количестве школьных музеев можно получить, пройдя по ссылке).
Техническая направленность Вовлечение детей в создание искусственно-технических и виртуальных объектов, формирование современных компетенций обучающихся в области технических наук, технологической грамотности и инженерного мышления: реализуется в 29 246 образовательных организациях для 2,5 млн обучающихся.
Социально-гуманитарная направленность Вовлечение детей в практику глобального, регионального и локального развития общества, развитие культуры межнационального общения, лидерских качеств, финансовой, правовой и медиаграмотности, предпринимательской деятельности, а также игровых форматов и технологий: реализуется в 47 148 образовательных организациях для 5,4 млн обучающихся.
Художественная направленность Вовлечение детей в различные виды искусств, жанры художественного творчества, в том числе с применением цифровых технологий, с использованием новых музыкальных инструментов, средств коммуникации, художественных материалов, оборудования креативных индустрий (создание школьных театров): реализуется в 51 274 образовательных организациях для 4,8 млн обучающихся, с этой целью по всей стране работают 28 152 школьных театра (актуальную информацию о количестве школьных театров можно получить, пройдя по ссылке), 14 640 школьных хоров.
Физкультурно-спортивная направленность Вовлечение детей в практики, содержащие элементы олимпийских, неолимпийских и национальных видов спорта, развитие командных, индивидуальных и игровых видов деятельности, способствующих физическому, духовному, интеллектуальному, здоровьесберегающему и патриотическому воспитанию детей: реализуется в 47 422 образовательных организациях для 6,45 млн обучающихся, с этой целью работают 32 502 школьных спортивных клубов (актуальную информацию о количестве школьных спортивных клубов можно получить, пройдя по ссылке).
За период с 2015 по 2022 года созданы более 300 технопарков «Кванториум», в том числе на базе школ, 182 центр цифрового образования «IT-куб», 30 ключевых центров дополнительного образования детей на базе образовательных организаций высшего образования (в форме «Домов научной коллаборации») в 27 субъектах Российской Федерации, более 1 054 млн. новых мест дополнительного образования детей, 61 региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, 31,9 тыс. школьных спортивных клубов, в 4,2 тыс. образовательных организациях обновлена материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом, и во всех субъектах Российской Федерации ведётся персонифицированный учёт дополнительного образования.
В целях развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи создается сеть региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи (далее – региональные центры), в том числе на базе ведущих образовательных организаций.
В настоящее время созданы и функционируют 61 региональный центр в субъектах Российской Федерации, к концу 2023 года планируется открытие еще 15 региональных центров, в 2024 году будут созданы еще 9 региональных центров.
Региональные центры организуют взаимодействие с образовательными организациями, в которых обучаются одаренные дети, чтобы создать индивидуальную образовательную траекторию (социальный лифт), тьюторскую поддержку для каждого одаренного ребенка, включающую индивидуальную работу с молодым талантом по формированию и развитию его познавательных интересов, профессиональную ориентацию по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, востребованным на рынке труда и содействие в трудоустройстве после окончания обучения.
Минпросвещения России обеспечивает утверждение целевой модели развития региональных систем дополнительного образования, в рамках которой в субъектах Российской Федерации будет внедрена система персонифицированного финансирования и учёта детей в дополнительном образовании и общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам. Это поможет семьям выбирать те дополнительные программы, которые отвечают запросам и уровню подготовки детей с разными образовательными потребностями и возможностями. По итогам 2022 года сертификат персонифицированного финансирования можно получить в 77 регионах (Алтайский край, Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Ивановская область, Иркутская область, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Калужская область, Камчатский край, Карачаево-Черкесская Республика, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Краснодарский край, Красноярский край, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Орловская область, Пензенская область, Пермский край, Приморский край, Псковская область, Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия – Алания, Республика Татарстан, Республика Тыва, Республика Хакасия, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Севастополь, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ярославская область).
Поздравление Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова с Днем работника дополнительного образования
Поздравляю педагогов, тренеров, методистов, педагогов-организаторов и студентов – всех многочисленных работников дополнительного образования с вашим профессиональным праздником! В этом году наша уникальная отечественная система допобразования отмечает 105 лет со дня основания. Она охватывает более 17 миллионов ребят – почти три четверти детей, проживающих в нашей стране.
В современном российском обществе дополнительное образование – одна из важнейших составляющих образовательной среды. Это возможность обеспечить должное обучение и воспитание ребенка, улучшать его ключевые навыки и прививать нужные ценности.
Система дополнительного образования постоянно развивается: создается качественная инфраструктура, готовятся новые квалифицированные педагогические кадры, обеспечивается их методическое сопровождение.
Благодаря этой работе поступательно повышается доступность дополнительного образования. Особое внимание уделяем научному творчеству, популяризации инженерных и других технических специальностей. Уже создано 135 детских технопарков «Кванториум» и 198 центров «IT-куб», в них ребята могут освоить востребованные сегодня компетенции. Всего система дополнительного образования объединяет более 71 тысячи различных центров, секций, кружков, из них свыше 25 тысяч работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ребята могут получить дополнительное образование непосредственно в учебных заведениях. К 2024 году мы планируем в каждой школе открыть театральный кружок и спортивный клуб. Сегодня уже работает более 32 тысяч школьных театров и более 35 тысяч школьных спортивных клубов.
В Год педагога и наставника хотел бы поблагодарить 900 тысяч педагогов дополнительного образования за то, что вы помогаете ребятам найти свое призвание и раскрыть таланты, готовите их к взрослой жизни и наставляете ценными советами.
Желаю новых достижений и личных успехов, вдохновения и всего хорошего! С праздником!
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов
В Санкт-Петербурге стартовал финал конкурса «Сердце отдаю детям»
Педагоги из 40 регионов России стали участниками финала Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Торжественное открытие конкурса состоялось в Санкт-Петербурге.
Видеоприветствие участникам конкурса направил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.
«В этом году смотру исполнилось 25 лет. Символично, что юбилей совпал с проведением в России Года педагога и наставника. В этом году мы чествуем всех тех, кто каждый день передает ребятам свои знания и опыт, щедро делится с воспитанниками теплом своего сердца. Своим неустанным трудом и искренней заинтересованностью вы создаете ребятам пространство для творчества, саморазвития, давая возможность открыть способности, которые в будущем помогут им сделать правильный жизненный выбор», – подчеркнул Сергей Кравцов.
В федеральном заочном этапе приняли участие 525 человек из 77 регионов Российской Федерации. 90 конкурсантов из 40 регионов стали участниками очного этапа.
Жюри будет оценивать участников в 9 номинациях: техническая, художественная, естественно-научная, туристско-краеведческая, физкультурно-спортивная, социально-гуманитарная направленности, «Работа с детьми с ОВЗ и инвалидностью», «Профессиональный дебют в дополнительном образовании», а также «Наставник-педагог в дополнительном образовании». Финалисты продемонстрируют свои навыки на открытом мастер-классе «Новые формы организации обучения и воспитания детей в дополнительном образовании» и конкурсе импровизации «Сетевая интеграция в дополнительном образовании».
Девять педагогов, набравших наибольшее количество баллов, станут участниками второго тура. Их ждут конкурсные испытания «Педагогическое многоборье» и «Высшая лига дополнительного образования».
Победитель Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» в 2023 году получит единовременное денежное поощрение от Правительства Российской Федерации в размере 200 тысяч рублей, а также выплату в размере 100 тысяч рублей от Общероссийского Профсоюза образования.
Официальный сайт конкурса.
Справочно Всероссийский конкурс профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» – главный педагогический конкурс системы дополнительного образования детей.
Проведение конкурса «Сердце отдаю детям» способствует формированию кадрового резерва, который поможет как федеральным, так и региональным органам управления образованием опираться на лучшие кадры и лучшие педагогические практики.
Организаторы конкурса – Министерство просвещения Российской Федерации и Общероссийский Профсоюз образования. Оператор конкурса – Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий.
Конкурс включает два этапа. Первый федеральный этап проводится в два тура в заочном формате. Второй федеральный финальный (очный) этап также включает два тура и проходит на родине победителя прошлого года.
Абсолютным победителем конкурса «Сердце отдаю детям – 2022» стала Елена Стальмак из Санкт-Петербурга.
|